Психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и проводится в отношении здоровых людей. Может проводится в рамках комплексных экспертиз (судебной медико-психологической; психолого-психиатрической; психолого-искусствоведческой экспертизы; судебно-психологическое исследование фонограмм и видеозаписей).

Примерные вопросы на психологическую экспертизу:

  • Склонен ли обследуемый к повышенной внушаемости?
  • Какие индивидуально-психологические особенности повлияли на его поведение в конкретной ситуации?
  • Присутствуют ли признаки того, что обследуемы во время заключения сделки находился в изменённом психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и руководить ими?
  • В чём заключаются индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
  • Каково отношение каждого из родителей к ребёнку?
  • Каково отношение ребёнка к каждому из родителей?
  • Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей обоих родителей на психологический уровень и специфику психического развития ребёнка?
  • Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребёнка?
  • Имеются ли у обследуемого негативные переживания, нравственные страдания, в связи со сложившимися обстоятельствами? Если имеются, то в чём они выражены, какова их степень и интенсивность?
  • Имеются ли изменения психического благополучия обследуемого, в результате сложившихся обстоятельств? Если да, то причинно-следственная связь между обстоятельствами и последующим психологическим состоянием обследуемого?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности обследуемого и каким образом они могли повлиять на его эмоциональное состояние?
  • Имеются ли в тексте допроса на аудио- или видеозаписи признаки психологического воздействия на обследуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?
  • Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуемый автором исследуемого текста?
  • Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния?
  • Имеются ли в материалах дела данные, которые могли свидетельствовать о том, что в период, предшествовавший смерти обследуемый находился в эмоциональном состоянии "аффект, стресс, другое", которое могло обусловить агрессию каких-либо лиц, а также, способствовать самоубийству?
  • Имелись ли у потерпевшего индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Находился ли потерпевший, в период предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
  • Обнаруживаются ли у потерпевшего (истца) признаки негативных переживаний (страданий) в связи с событиями, составляющими основу дела (указать, какими) или действиями ответчика (причинителя вреда), если имеются, то в чем конкретно выражаются, какова их стойкость, глубина и интенсивность?
  • Изменилось ли психическое благополучие истца в период событий или действий ответчика в период, последовавший после исследуемых событий или действий ответчика и, если да, то имеется между этими обстоятельствами причинно-следственная связь?
  • Какие индивидуально-психологические особенности потерпевшего обусловливают увеличение стойкости и интенсивности его субъективных переживаний (страданий), связанных с действиями ответчика?
  • Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиль воспитания, с кем из родителей в существующих условиях целесообразно с психологической точки зрения постоянное проживание ребенка?
  • Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?
  • Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам?
  • Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?
  • Учитывая особенности психической деятельности субъекта (дееспособного лица), его состояние и конкретные обстоятельства дела, было ли его волеизъявление при заключении сделки полноценным?
  • Мог ли субъект при совершении сделки в полной мере свободно и осознанно принимать решение и осуществлять полноценное руководство своими действиями?
  • Учитывая особенности познавательной сферы лица, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, являлось ли представление о существенных элементах сделки правильным?
  • Какие психологические факторы могли повлиять на формирование у лица неправильного представления о сделке?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, его индивидуально-психологические особенности и содержание конкретной ситуации, могли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение обвиняемого в юридически значимой ситуации?
  • Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (иные свойства - агрессивность, возбудимость, внушаемость, зависимость и др.) и как это могло повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуальные особенности психической деятельности, которые могли существенно изменить качество восприятия им, запоминания и воспроизведения важной для дела информации?
  • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • Мог ли (способен ли) свидетель (потерпевший) давать адекватные показания по поводу интересующих следствие обстоятельств?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать важные дела обстоятельства и давать адекватные показания?
  • Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности и психическое состояние потерпевшего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он (она) правильно воспринимать происходящие события, понимать характер и значение действий виновного?
  • Мог ли потерпевший при исследуемых обстоятельствах оказывать сопротивление противоправным действиям?
  • Мог ли потерпевший (потерпевшая) давать правильные показания?
  • Способен ли потерпевший давать правильные показания в настоящее время?
  • Какие индивидуально-психологические особенности могли повлиять на поведение потерпевшего в исследуемый период (в том числе, какие особенности могли обусловить виктимное поведение - при наличии его признаков)?
  • Обнаруживал ли погибший в период, предшествовавший его гибели, признаки какого-либо психического (эмоционального) состояния, если да, то, как это состояние могло повлиять на его психическую деятельность и поведение?
  • Имеется ли непосредственная причинно-следственная связь между психическим состоянием погибшего и действиями обвиняемого (указать, какими) и/или конкретными жизненными обстоятельствами (указать, какими)?
  • Находился ли обвиняемый при исследуемых обстоятельствах в каком-либо эмоциональном состоянии, затрудняющем выполнение им своих профессиональных функций?
  • Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности субъекта требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам?
  • Какие индивидуально-психологические (в том числе психофизиологические) особенности субъекта могли повлиять на качество исполнения им своих профессиональных функций в исследуемых обстоятельствах?
  • Способен ли был водитель (диспетчер, летчик и т.п.), предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?
  • Являются ли действия (высказывания, публикации) ответчика (указать, какие) психотравмирующими для истца, затрагивают ли значимые дня него ценности, чувства и отношения, наносят ли урон его социальному статусу?
  • Содержит ли видеозапись допроса (иных действий) признаки недопустимого психологического воздействия, оказываемого на допрашиваемого со стороны допрашивающего или третьих лиц?
  • Обнаруживаются ли в действиях (деятельности) конкретного лица (группы лиц, организации и т.д.) признаки направленного психологического воздействия на потерпевшего (других лиц), оказывает ли эта деятельности негативное влияние на психическую деятельность людей (несовершеннолетних, лиц других категорий)?
  • Каков индивидуально-ролевой статус каждого из членов преступной группы, является ли он устойчивым или временным?