Речеведческие экспертизы

Лингвистическая экспертиза — исследование продуктов речевой деятельности, направленное на установление значимых фактов и получение ответов на поставленные перед экспертом вопросы.

Лингвистическая экспертиза позволяет устанавливать истинность (ложность) либо возможность (невозможность) описательных высказываний об объекте. 

Примерные вопросы на лингвистическую экспертизу:

  • Содержатся ли в представленном тексте негативные сведения об определенном лице, его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
  • Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения об определенном лице, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
  • Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство определенного лица, либо других руководителей юридического лица, как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
  • Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении определенным лицом действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
  • В каких фрагментах текста содержится информация о деловой репутации юридического лица/ общественной организации/ фирмы/ учреждения?
  • В каком значении употреблено определенное слово в контексте следующего абзаца / предложения: ______________ в статье, опубликованной в определенном издании?
  • Содержит ли определенное предложение сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство определенного лица, задевающие, чернящие деловую репутацию истца (физического или юридического лица)?
  • Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации?
  • Если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, предприятия)?
  • Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
  • Являются ли сведения, изложенные в определенном абзаце текста, утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)?
  • Содержится ли в тексте публикации негатив­ная информация о конкретном лице?
  • Если негативная информация содержится, то в какой форме она выражена: утверждения о фактах, которое можно проверить на соответствие действительности, или оценочного суждения, предположения, вопроса?
  • Какова коммуникативная направленность текста?
  • Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?
  • Носит ли текст публичный характер?
  • Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения о каких-либо конкретных фактах нарушения определенным гражданином  действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, правонарушения, преступления, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, квалифицируемые как порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
  • Имеются ли в предоставленных статьях сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гражданина, подрывающие его репутацию по сравнению с тем уровнем, которому (как следует из искового заявления) стремится соответствовать в обществе истец (ФИО)?
  • Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие истцу незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
  • Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК РФ, преступлений?
  • Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
  • Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно гражданина (ФИО)?
  • Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?
  • Содержатся ли в определенном предложении слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
  • Носят ли определенные высказывания, относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
  • Имеется ли в определенных высказываниях отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе?
  • Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
  • Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
  • Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
  • Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства человека (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?
  • Присутствуют ли в тексте негативные высказывания об истце, то есть субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие истца?
  • Адресованы ли эти высказывания лично истцу?
  • Какие сведения содержат негативные высказывания - о конкретных фактах или событиях, действиях (типа "N ворует", "N хамит"), либо дают обобщенную субъективную оценку личности истца в целом (типа "N - вор", "N - преступник", "N - хам", "N - проститутка")?
  • Используется ли в этих высказываниях оскорбительная лексика и фразеология?
  • Имеются ли в сюжетах, показанных определенной телекомпанией, слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?
  • Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п.?
  • Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц? 
  • Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности?
  • Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?
  • Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?
  • Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?
  • Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?
  • Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?
  • Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
  • Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации?
  • Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
  • Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
  • Имеются ли высказывания о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?
  • Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
  • Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
  • Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку? 
  • Соответствует ли нормам современного русского литературного языка определенное название?
  • Как соотносится это название с другими названиями - разные они, и сходны ли до степени смешения?
  • В какие словообразовательные и этимологические отношения с лексикой современного русского языка может входить определенное слово?
  • В какой мере определенное слово может с устойчивостью ассоциироваться в языковом сознании носителей русского языка с определенным персонажем?
  • Может ли определенное слово быть применимо в устной и письменной русской речи исключительно к определенному персонажу?
  • Имеет ли принципиальное значение для идентификации "…" как литературного персонажа написание данного слова заглавными либо строчными буквами?
  • Какие слова в русском языке относятся к индивидуальным, уникальным словам?
  • Является ли определенное словосочетание индивидуальным, уникальным, то есть оригинальным, неповторяющимся?
  • Отражает ли определенное словосочетание творческую самобытность какого-либо автора, и содержатся ли в нем какие-либо признаки индивидуального авторского стиля?
  • Насколько распространено в современном публицистическом жанре и разговорном дискурсе массмедиа данное словосочетание?
  • Каково значение слова "…" в контексте рекламного макета "…"; употреблено ли слово "…" в данном макете для обозначения превосходной степени качества обозначаемого свойства?
  • Какие слова входят в состав словесной части обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из ….?
  • Имеются ли в составе вербального компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
  • Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке вербальный компонент (словесное обозначение)?
  • Являются ли определенные слова синонимами?
  • Если слова синонимами не являются, то как следует понимать значение каждого из слов в отдельности? В этой связи правильным ли является понимание слова "…" как "…", а слова "…" - как "…"?