Вопрос:

Может ли покупатель подержанного товара (автомобиля) предъявлять требования к первоначальному продавцу по гарантии?

Здравствуйте, я приобрел подержанный автомобиль. Автомобилю пока только полтора года. Продавец уверяет, что он на гарантии. Могу я в будущем обращаться по гарантии в автосалон, где машина покупалась первым владельцем?
  • Вопрос: №3115 от: 2017-06-12.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

Здравствуйте, по существу заданного вопроса можем сообщить следующее.

В соответствии с Преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Также в Преамбуле вышеназванного закона раскрывается понятие потребителя. Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Одной из возможных характеристик потребителя является использование товара.

В этой связи Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 своего Постановления от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указывает на то, что исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

Следовательно, потребителем признается на только тот, кто непосредственно приобрел товар у продавца-предпринимателя, но и конечный пользователь, владелец товара.

В законе предусмотрены исключения. Так только первоначальный покупатель, приобретатель может предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.

В силу ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Как следует из всех вышеприведенных правовых норм, предъявлять требования о недостатках товара может потребитель в течение гарантийного срока или срока годности, а потребителем признается любой гражданин, непосредственно приобретший товары и услуги в личных целях или конечный пользователь приобретенных товаров и услуг.

Таким образом, покупатель подержанного автомобиля, если с момента первоначального приобретения автомобиля в автосалоне не истек гарантийный срок, вправе предъявлять самостоятельные требования к первоначальному продавцу в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей». Другими словами, в описанном случае на автомобиль распространяется гарантия.

Данная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. № 24-КГ16-13.