Вопрос:

Как правильно вычислить земельный налог в Оренбургской области за 2013 год?

Мы автономное учреждение. Налоговая инспекция требует, чтобы мы заплатили земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением № 414-п. С таким решением не согласны, считаем, что должны исчислить налог на землю исходя из Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012г. № 1122-п, согласно которому кадастровая стоимость существенно ниже. Правомерно ли требованием налоговой инспекции?
  • Вопрос: №2384 от: 2015-12-25.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-919-865-42-20
8 (3532) 96-28-58

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 396 НК РФ: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области были утверждены:

- Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007г. № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (далее по тексту – Постановление № 414-п);

- Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее по тексту – Постановление № 1122-п);

Согласно пунктам 2,5 Постановления № 1122-п указанное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.

Постановление № 1122-п опубликовано в газете «Оренбуржье» 27.12.2012г.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001г. № 2-П по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие.

Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010г. № 165-О-О, Постановлении от 02.07.2013г. № 17-П конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности. Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 НК РФ.

В силу абзаца 2 пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013г. № 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений НК РФ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, как следует из указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, такие комплексные нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам НК РФ.

Соответственно указанные акты для целей налогообложения могут вступать в силу в разное время.

Следовательно, исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, п. 1 ст. 393 НК РФ опубликованное 27 декабря 2012 года Постановление № 1122-п вступило в силу для целей налогообложения – 27 января 2013 года и подлежит применению при исчислении земельного налога - с 01 января 2014 года.

Указанная правовая позиция находит свое отражение и в судебной практике (См.: Решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-8184/2014, Решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-11847/2014, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Так, согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» «…В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года…».

Таким образом, в проверяемом налоговым органом периоде (2013 год) для целей налогообложения подлежит применению Постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007г № 414-п.

Следовательно, требования налогового органа о необходимости исчисления земельного налога за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением № 414-п, являются правомерными.

Указанный вывод согласуется с положениями абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта РФ о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта РФ не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Дополнительно сообщаем, что п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

При этом надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.

Следовательно, налоговым органом может быть начислена пеня в связи с неполной уплатой налогоплательщиком земельного налога за 2013 год.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.