Вопрос:

Кто отвечает, если туроператор приостановил свою деятельность?

Здравствуйте! Внесли предоплату 50% за тур турфирме Росстур. Документы на визу и окончательный расчет еще не внесли. Туроператор Лабиринт объявил о приостановлении деятельности. На руках только договор о реализации туристического продукта и квитанция о предоплате. Можем ли требовать возврата денег с турфирмы или нужно обращаться в страховую компанию туроператора и с какими документами?
  • Вопрос: №862 от: 2014-08-06.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

Здравствуйте, по существу заданных Вами вопросов можем пояснить следующее.

Для начала нужно уяснить и разграничить ответственность турфирмы, в Вашем случае Ростур, и туроператора – «Лабиринт».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность -  это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор).

В свою очередь турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).

Как видно, турагент, то есть турфирма занимается только деятельностью по продвижению и реализации туристского продукта и не формирует его. Другими словами турфирма не отвечает по вопросам организации и проведения самого тура.

Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

 

В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Таким образом, предъявить иск непосредственно к турфирме по данному основанию Вы не можете, поскольку ответственность должен нести туроператор.

Согласно ст. 17.5 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии турист и (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.

При этом для обращения достаточно предоставить:

копию паспорта Выгодоприобретателя или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);

копию договора о реализации туристского продукта, включая все приложения и дополнительные соглашения к нему (с предъявлением его оригинала);

документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (кассовые чеки, квитанции и иные платежные документы, счета, справки об оплате и т.п.).

банковские реквизиты Заявителя для перечисления страхового возмещения (указываются в заявлении). Должны содержать наименование банка и его отделения (филиала), ИНН, БИК, корреспондентский счет банка, расчетный счет банка и лицевой счет получателя.

Более подробно о порядке обращения в страховую компанию указано в ст. 17.5 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, в Вашем случае, Вам необходимо обращаться в страховую компанию за осуществлением выплаты.

Туроператор «ЛАБИРИНТ» объявил о приостановке своей деятельности со 2 августа 2014 года.

В настоящий момент ответственность по обязательствам туроператора «Лабиринт» несет страховая компания «ВСК». На официальном интернет сайте СОАО «ВСК» расположенном по электронному адресу: http://www.vsk.ru/about/press_center/news/?id=30228420 имеется вся необходимая информация для обращения.

Для получения подробной консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, телефон 8-912-84-84-805.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.