Вопрос:

Вправе ли суд оставить иск без рассмотрения, если претензию направляли не по юридическому адресу ответчика?

  • Вопрос: №3404 от: 2018-03-30.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в одном из определений, досудебный порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод.

С июня 2016 года в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации закреплено требование соблюдения претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора, установлен тридцатидневный срок.

При этом арбитражным процессуальным законодательством не урегулирован порядок направления претензии, а также по какому адресу следует ее отправлять.

В соответствии со сложившейся практикой хозяйственных отношений стороны в качестве реквизитов для отправки корреспонденции указывают в договорах как правило либо адрес местонахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), связанный с местом его государственной регистрации, либо иной другой адрес как то: адрес по месту фактического нахождения контрагента, электронный адрес (адрес электронной почты), адрес представителя организации, и т.д.

В этом случае при необходимости направления претензии следует определить по какому же все-таки адресу ее отправлять.

Следует отметить, что немаловажным критерием соблюдения претензионного порядка является направление корреспонденции именно по адресу местонахождения контрагента.

Согласно гражданскому законодательству местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Наименование и место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Таким образом, местом нахождения организации будет являться адрес, который указан самим заявителем в качестве такового в документах, представляемых для регистрации юридического лица.

Государственная регистрация по адресу местонахождения юридического лица влечет за собой, в том числе, обязанность по обеспечению получения корреспонденции.

Следовательно, в случае несовпадения адреса государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) с адресом, указанном в договоре, претензию следует отправлять по месту государственной регистрации.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой.

Так, согласно Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 по делу № А41-39727/2017 «… соблюдение претензионного порядка разрешения спора подразумевает собой не просто формальное направление требования другой стороне, а предоставление ей возможности в установленный законом срок разрешить обращение заявителя и дать на него мотивированный ответ… направление претензии не по юридическому адресу ответчика, не является доказательством соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора...».

В случае несоблюдения указанного требования исковое заявление судом будет оставлено без рассмотрения.

Дополнительно обращаем внимание, что во избежание ситуаций с правильностью адреса направления претензии, последнюю следует направлять на все известные адреса контрагента (юридический, фактический, адрес для получения корреспонденции, адрес электронной почты и т.д.).