Вопрос:

Что грозит владельцу автомобиля, если он при оформлении электронного полиса ОСАГО сообщит страховщику ложные сведения?

  • Вопрос: №3503 от: 2018-07-12.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-343-72-22
8 (3532) 29-61-71

Большинство автовладельцев уже знает, что в настоящий момент возможно заключить договор страхования по ОСАГО через интернет. Страхование в этом случае осуществляется путем заполнения страхователем на интернет сайте страховщика определенной электронной формы и прикрепление к ней фотографий или сканированных копий документов страхователя. По окончанию этой процедуры страхователю страховщиком направляется полис в электронной форме, который сам застраховавшийся может распечатать.

Преимущества такого способа страхования налицо. Страхователь, не выходя из собственного дома и не простаивая в очереди, приобретает полис ОСАГО, тем самым экономя свои деньги и время. Страховщик же может сэкономить на штате сотрудников.

Однако в судебной практике возник вопрос о том, что делать, если при оформлении такого электронного полиса ОСАГО страхователем были сообщены недостоверные сведения. Целью страхователей обычно является снижение размера страховой премии, выплачиваемой страховой компании.

В подпункте «к» пункта 1 статьи 14 и в пункте 7.2. статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» дается ответ на этот вопрос.

Согласно данным нормам в случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

Другими словами, если страхователь сообщил недостоверные сведения, которые привели к уменьшению размера страховой премии, то страховая компания не может ссылаться на незаключенность договора страхования и должна произвести выплату потерпевшему, но, в последующем, у страховщика возникает право предъявить к страхователю регрессное требование. Регрессное требование означает, что страховая компания может потребовать возмещения тех расходов, которые она понесла в связи с выплатой страхового возмещения потерпевшему.

Кроме этого страховая компания может потребовать со страхователя возмещения разницы между причитающейся и фактически оплаченной суммой страховой премии.

Такие же разъяснения дал Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении Пленума ВС РФ № 58 от 26.12.2017.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.