Вопрос:

Невиновное причинение вреда при ДТП

Разъясните пожалуйста ст. 28 УК РФ. Невиновное причинение вреда. Такой пример: водитель автомобиля движется по дороге, соблюдая скоростной режим. Неожиданно на дорогу выходит пешеход (в неположенном месте). Водитель, уходя от столкновения, выезжает на тротуар, и сбивает другого пешехода, идущего по тротуару. В результате столкновения, последний получает легкий/средний/тяжкий вред здоровью или погибает. В таком случае водитель автомобиля попадает под уголовную ответственность? Если да, то в какой ситуации деяние признается невиновным и уголовная ответственность не распространяется? Спасибо за ответ.
  • Вопрос: №177 от: 2013-07-08.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

По существу заданного Вами вопроса сообщаем следующее.

Согласно статье 28 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ) деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Рассматривать возможность применения статьи 28 УК РФ следует в том случае, если результатом наезда на пешехода будут общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью последнего либо его смерти.

В данной ситуации, исходя из сложившейся следственной и судебной практики, говорить о невиновном причинении вреда в результате наезда на пешехода, осуществляющего движение по тротуару, будет крайне сложно.

Водитель, двигаясь по проезжей части дороги и соблюдая скоростной режим (в населенном пункте по общим требованиям правил дорожного движения максимальная разрешенная скорость не должна превышать 60 км/ч), скорее всего, не будет признан органами, осуществляющими предварительное расследование и (или) судом, находящимся в условиях экстремальной ситуации.

Предотвращая столкновение с внезапно появившимся пешеходом, водитель выезжает на тротуар, тем самым нарушая правила дорожного движения, содержащие требования, блокирующие нарушения (в них указывается, как должен реагировать водитель на нарушения, допущенные иными лицами, и на случаи возникновения иных препятствий).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.

Так, если водитель предпринял попытку остановиться и предотвратить наезд на пешехода, но не смог остановить управляемое им транспортное средство, в этом случае следственными органами назначается автотехническая экспертиза.

По результатам указанной экспертизы должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование, принимается решение о наличие или отсутствии реальной возможности со стороны водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Каждый конкретный случай индивидуален по-своему.

Поэтому, для выяснения всех обстоятельств дела и возможного построения стратегии защиты рекомендуем Вам обратиться за юридической помощью к адвокату.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.