Вопрос:

При покупке телевизора на экране оказалась царапина. Что делать?

Купили телевизор 31 января, при осмотре товара никаких повреждений не было, но когда привезли домой и достали из коробки, обнаружили на экране царапину. В магазине отказались принимать товар, что в этом случае делать и можем ли его вернуть?
  • Вопрос: №403 от: 2014-02-02.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

Здравствуйте, согласно п. 10 Перечня технически сложных товаров утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 телевизор является технически сложным товаром.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

В силу ч. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Как видно из вышеприведенных норм в законе нет указания на конкретные недостатки товара, наличие которых влечет право потребителя на возврат, обмен товара ненадлежащего качества.

Таким образом, даже царапина на экране может быть признана недостатком товара.

Следует отметить, что продавец может провести проверку качества товара и дальнейшую его экспертизу.

Представляется, что эксперты могут определить, что на экране телевизора имеются механические повреждения, но давность их возникновения эксперты определить не смогут.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Таким образом, именно продавец должен доказывать, что царапины были причинены покупателем, а не возникли до покупки товара.

Вместе с тем, доказывание отсутствия вины покупателя в подобной ситуации сопряжено с существенными сложностями.

Часто в момент покупки покупатель и продавец подписывают акт приема-передачи товара, в котором оговаривают наличие или отсутствие каких-либо недостатков товара. Если такой документ был подписан, то данное обстоятельство может осложнить процесс доказывания.

В Вашей ситуации, рекомендуем Вам написать претензию в письменном виде, в которой подробно изложить все обстоятельства произошедшего, а также указать ваше конкретное требование (возврат уплаченной за товар суммы, требование о замене товара на другой той же или другой марки).

Подать претензию необходимо в течении 15 дней к продавцу, при этом Вам необходимо оставить у себя копию указанной претензии с отметкой магазина о получении.

В случае отказа магазина по претензии или в случае игнорирования Ваших требований рекомендуем обратиться в суд.

В подобных делах, зачастую, решение по конкретному делу зависит от позиции конкретного судьи.

Для более точной консультации рекомендуем Вам обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, телефон 8-912-84-84-805.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.