Вопрос:

Можно ли признать победителя уклонившемся от заключения контракта, если в качестве обеспечения было представлено платежное поручение без отметки банка по 44-ФЗ?

  • Вопрос: №1927 от: 2015-06-09.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

Согласно ч. 8 ст. 42 Закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу положений Закона 44-ФЗ документация наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать следующую информацию:

размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В силу п. 12-14 Письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 года № Д28и-1889  «контракт может быть подписан сторонами только после подтверждения факта перечисления денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта победителем документом о его предоставлении и проверкой заказчиком данного факта со своей стороны.

Чтобы установить выполнение этого требования, необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на указанный в документации о закупке, проекте контракта счет заказчика.

Таким образом, подписание контракта заказчиком до подтверждения факта поступления денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, не допускается».

В качестве примера судебной практики можно привести дело №  А56-52091/2014 «вывод о том, что заказчику не предоставлены права по выяснению и уточнению поданных сведений и информации, следует признать неверным, поскольку из смысла  Закона N 44-ФЗ не следует, что заказчик обязан принять как надлежащее исполнение формальное предоставление документа об обеспечении исполнения контракта независимо от действительности такого документа.

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что «применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного суд при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.

В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем. Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков».

Вместе с тем, если победитель совершил действия, направленные на заключение контракта (подписал контракт, перечислил денежные средства заказчику в счет обеспечения исполнения контракта), у заказчика имелась возможность проверить поступление денежных средств и назначение указанного платежа в течение установленного Законом N 44-ФЗ срока для подписания контракта и  заключить контракт.

Таким образом, нельзя признать победителя уклонившемся от заключения контракта, если в качестве обеспечения контракта было представлено платежное поручение без отметки банка, но денежные средства поступили заказчику.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.