Вопрос:

Продажа товара ненадлежащего качества

Нам организация поставила теплицу из поликарбоната. Зимой она рухнула от снега. Гарантии и договора у нас нет. Имеем только чек и заявку. За их счёт ремонтировать отказали. Что нам делать?
  • Вопрос: №645 от: 2014-05-08.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-919-865-42-20
8 (3532) 96-28-58

Здравствуйте, по существу заданного вопроса можем пояснить следующее.

Из Вашего вопроса не ясно для кого организация поставила теплицу: для другой организации или индивидуального предпринимателя или для физического лица.

От того, кем являетесь Вы как покупатель, зависит правовое регулирование Вашей проблемы.

Опишем обе ситуации.

Если покупателем является организация или индивидуальный предприниматель, то применяются нормы Гражданского кодекса РФ посвященные договорам купли-продажи и поставки,  а также нормы договора.

Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

 При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

 В силу ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

В Гражданском кодексе РФ предусмотрены последствия передачи товара ненадлежащего качества. В ст. 518 ГК РФ, регулирующей поставку товара, указано, что Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Согласно ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Таким образом, для защиты своих прав, организации – покупателю желательно направить претензию в адрес поставщика с описанием сути случившегося и требований к продавцу.

При отказе в выполнении требований покупателя, а также при игнорировании претензии, необходимо обращаться в суд.

Однако, сообщаем Вам, что обязанность по доказыванию некачественности поставленного товара первоначально лежит на Вас. Это означает, что за Ваш счет должна быть проведена экспертиза, в том числе и судебная, и результаты экспертизы будут являться одним из доказательств по делу.

В случае положительных выводов экспертов и удовлетворении судом Ваших требований, расходы на экспертизу будут возмещены. При отрицательном варианте, расходы возмещаться не будут.

Теперь рассмотрим второй вариант, при котором покупателем является физическое лицо.

В случае, когда покупатель является физическим лицом и приобретает товар для своих личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, отношения между покупателем и продавцом регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Согласно п. 1 ст. 18 указанного Закона Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

То есть доказывать качественность проданного товара, а значит и проводить экспертизу, в этом случае, должен продавец.

Таким образом, при втором варианте, когда покупателем является физическое лицо в случае отказа продавца от устранения недостатков товара, Вы можете обращаться в суд.

При этом на Вас распространяются все льготы предусмотренные законодательством при подачи исков по защите прав потребителей, а именно: Вы освобождаетесь от оплаты госпошлины, можете подавать иск по своему месту жительства, имеете право на компенсацию морального вреда, взыскание неустойки и штрафа.

Для подробной консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел. 8-919-865-42-20.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.