Вопрос:

Правомерны ли действия оператора сотовой связи по смене тарифного плана без согласия абонента?

Недавно мне приходило смс от оператора о том, что мой тариф уходит в архив, поэтому предстоит выбрать новый тариф с другой стоимостью. Я проигнорировала данное сообщение, и через 10 дней обнаружила, что оператор сменил тариф без моего согласия. Законно ли это?
  • Вопрос: №3886 от: 2020-08-26.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

Деятельность операторов мобильной связи регулируется главой 39 ГК РФ, а также ФЗ № 126 «О связи» от 07.07.2003 и Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342.

В соответствии с подп. «е» п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи оператора оператор обязан извещать абонента об изменении тарифных планов не позднее, чем за 10 дней до этого. Согласно абз. 6 п. 29 Правил, тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

К тому же п. 1 ст. 44 ФЗ «О связи» предусмотрено, что операторы оказывают услуги связи на условиях, заключенных с абонентами договоров.

Покупая сим-карту для дальнейшего пользования услугами связи, вы заключаете с оператором договор возмездного оказания услуг. В то же время норма о том, что оператор сам может изменять тариф, в том числе и в сторону повышения стоимости, как правило, дублируется и в договорах с абонентами. Подписывая договор, абонент уже согласился с таким условием и поэтому оспорить данные действия практически не представляется возможным.

Существует редкая положительная судебная практика в пользу абонентов. Так, например, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2013 г. № 09АП-20869/13 по делу № А40-170213/12 было отмечено, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 438 Гражданского кодекса молчание абонента не является акцептом, то есть безоговорочным согласием с односторонним изменением условий договора.

Однако Верховный суд РФ в своем решении от 15.06.2016 по делу № АКПИ16-334 при оспаривании абз. 6 п. 29 Правил оказания услуг телефонной связи указал на то, что право оператора самостоятельно устанавливать и менять тарифы сотовой связи, если иное не установлено Федеральными законами, соответствует нормам действующего законодательства.

Таким образом, если оператор сотовой связи известил Вас о смене тарифного плана не позднее чем за 10 дней на официальном сайте или путем смс-уведомления, то его действия носят законный характер. Единственным выходом из данной ситуации является согласование с оператором после получения извещения нового действующего тарифного плана на выгодных для вас условиях.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.