Вопрос:

Специальная правоспособность при рассмотрении жалобы в ФАСе по 44-ФЗ

  • Вопрос: №4022 от: 2022-02-11.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

Согласно статье 105 Закона 44-ФЗ участник закупки имеет право обжаловать закупочную документацию.

По смыслу ст. 3 Закона 44-ФЗ выступать участниками закупки могут юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Следовательно, по смыслу вышеуказанных статей обжаловать закупочную документацию возможно не подавая заявку на торги и не заявляя каких-либо официальных намерений на участие в закупке.

По смыслу положений ст. 105-106  Закона 44-ФЗ в жалобе должно быть указание на обжалуемые действия, доводы жалобы, а также информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Законодатель в данном случае подразумевает, что кроме непосредственных нарушений в закупочной документации, заявитель жалобы должен обосновать чем нарушены его права и законные интересы и по каким причинам он не может принять участия в закупке.

Если предмет закупки подразумевает необходимость разрешительных документов (лицензия, свидетельство СРО и т.д.), то для участия в закупках и выполнения в последующем контракта участник должен располагать соответствующими документами.

Следовательно, при обжаловании документации с предметом закупки, которая подразумевает наличие разрешительных документов, участник закупки должен при подаче и рассмотрении жалобы подтвердить свою специальную правоспособность, т.е. обладание разрешительными документами.

Данная позиция связана с тем, что участник закупки тем самым подтверждает один из моментов нарушения собственных прав и законных интересов. Но вместе с тем, он обладает специальной правоспособностью для потенциального исполнения контракта.

Согласно Письму ФАС России от 23 января 2018 г. № ИА/3836/ участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее - специальная правоспособность).

Например, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать Специальной правоспособностью.

Учитывая изложенное, физические лица, в силу отраслевого законодательства не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками закупок, например, на выполнение работ, требующих наличия членства в СРО.

Если при рассмотрении такой жалобы комиссия по контролю в сфере закупок приходит к выводу о законности установления указанного требования и в силу отраслевого законодательства РФ физическое лицо не может обладать такой Специальной правоспособностью, то комиссия оставляет такую жалобу без рассмотрения в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе.

Считаем, что позиция, изложенная в вышеуказанном письме, распространяется на юридические лица и предпринимателей, которые обжалую закупочную документацию, но при этом не обладают специальной  правоспособностью.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.