Вопрос:

Можно ли вернуть б/у автомобиль проданный с недостатками неоговоренными продавцом?

Здравствуйте, я купил б/у автомобиль в салоне. На ценнике было написано, что автомобиль полностью исправен, продавец меня заверил, что машина в порядке. И в договоре было написано, что автомобиль продается технически исправным. Через 2 дня после покупки я заметил, что почти нет масла в двигателе. Поехал на диагностику и там мне сказали, что двигатель машины неисправен и требуется его замена. Как мне поступить?
  • Вопрос: №2180 от: 2015-09-12.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса можем сообщить следующее.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Согласно п. 129 Правил продажи отдельных видов товаров утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее по тексту - Правила продажи отдельных видов товаров) информация о бывших в употреблении товарах помимо сведений, указанных в пункте 11 Правил, должна содержать сведения о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках, проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей.

Сведения, характеризующие состояние бывшего в употреблении товара, в том числе его недостатки, указываются на товарном ярлыке.

В соответствии с п. 131 Правил продажи отдельных видов товаров бывшие в употреблении товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товаров, рассортировку их по видам и степени утраты потребительских свойств, проверку качества (по внешним признакам), работоспособности товара, комплектности, а также наличия необходимой документации.

В силу п. 134 Правил продажи отдельных видов товаров покупатель, которому продан бывший в употреблении товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные пунктом 27 Правил.

Согласно п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Следует отметить, что важной вехой в действующем законодательстве явилось включение Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ в ГК РФ статьи 431.2, вступающей в силу с 1 июня 2015 г.

Согласно ст. 431.2 ГК РФ сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.

Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Согласно ч. 4 ст. 431.2 ГК РФ последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются к стороне, давшей недостоверные заверения при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно и в связи с корпоративным договором либо договором об отчуждении акций или долей в уставном капитале хозяйственного общества, независимо от того, было ли ей известно о недостоверности таких заверений, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В случаях, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на такие заверения.

Таким образом, закон ставит обязанность проверки исправности товара на продавца. Продавец обязан провести предпродажную подготовку товара. Кроме того, независимо от того знал ли продавец о неисправности товара, он несет ответственность по недостаткам товара, если продавец является предпринимателем и осуществляет предпринимательскую деятельность.

В Вашем случае сообщения продавца на ценнике, устно и в тексте договора можно считать в качестве заверения об обстоятельствах.

В данной ситуации Вам необходимо прекратить использовать автомобиль по своему назначению, предъявить к продавцу претензии о продажи им товара ненадлежащего качества. Возможно, Вам потребуется провести экспертизу автомобиля на предмет наличия в нем недостатков.

Для более детального ответа на интересующий Вас вопрос предлагаем обратиться за  консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-84-84-805.