Вопрос:

Должно ли бюджетное (автономное) учреждение платить налог за землю, не закрепленную за ним собственником недвижимости?

К нам (бюджетному учреждению) налоговая инспекция предъявляет требования оплаты налога за землю. При этом земля за нашей организацией не закреплена, право постоянного (бессрочного) пользования не оформлено. Правомерно ли требованием налоговой инспекции?
  • Вопрос: №2515 от: 2016-03-07.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-919-865-42-20
8 (3532) 96-28-58

Объектом налогообложения для учреждений признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Право государственной и муниципальной собственности определено статьями 214, 215 ГК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Согласно части 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 20 ноября 2001 года № 363/346-II-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Оренбургской области» министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области.

Согласно п. 3.14.48. Указа Губернатора Оренбургской области от 14 марта 2011 года № 120-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области» (далее по тексту - Указ № 120-ук) министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, осуществляя полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами, предоставляет земельные участки, находящиеся в областной собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок закрепляется за учреждением исключительно на основании принятия соответствующего распоряжения собственником недвижимости.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В отношении земельных участков, составляющих казну соответствующего публично - правового образования, налогоплательщик земельного налога отсутствует до предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям (учреждениям) (письмо Минфина России от 21.02.2012г. № 03-05-06-02/15).

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, земельные участки.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Датой государственной регистрации прав является день внесения записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Возникновение и переход прав на недвижимое имущество удостоверяются свидетельством о государственной регистрации (ст. 14 Закона № 122-ФЗ).

Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за учреждением одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр (получения свидетельства).

Данная правовая позиция находит свое подтверждение и в судебной практике (см.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 54 «…обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок…»).

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 16.03.2012 г. № 03-05-05-02/64, от 20.01.2012 г. № 03-05-05-02/03, от 21.10.2011 г. № 03-05-06-02/110 и в ряде судебных решений (постановления ФАС Поволжского округа от 27 октября 2009 года № А55-10842/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2008 года № Ф04-2366/2008).

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации, документальным основанием для возникновения обязательств по уплате земельного налога служит свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, плательщиком земельного налога бюджетное (автономное) учреждение будет считаться с момента регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) права постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий земельный участок.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Яндекс.Метрика