Какие доказательства нужно предоставить в ФАС для признания жалобы обоснованной?
- Вопрос: №3891 от: 2020-10-21.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
В сфере госзакупок обжалование закупочной документации является неотъемлемой частью работы для участников и заказчиков.
Обжаловать закупочную документацию имеет право любой участник закупки. Подача жалобы на документацию в антимонопольную службу возможно до момента окончания подачи заявок.
После окончания подачи заявок жалобу в ФАС могут подать только участники закупки, подавшие заявки, при этом они могут обжаловать лишь факт допуска к участию в закупке или отказа в таком допуске, а не положения закупочной документации. Лица, не участвовавшие в закупке, могут оспорить закупочную документацию после срока окончания подачи заявок только в судебном порядке.
Для успешного рассмотрения и удовлетворения поданной жалобы необходимы одновременно два критерия:
1) Нарушение действующего законодательства, допущенные в положениях документации со стороны заказчика.
2) Нарушение прав и законных интересов со стороны участника закупки.
Ранее позиция административного органа была следующая: нарушение прав и законных интересов участника закупки напрямую связано и вытекает из нарушения действующего законодательства в рамках закупочной деятельности.
В настоящее время, с учетом позиции Верховного суда РФ, данная практика будет разбавлена личностью заявителя жалобы и представлением доказательств, напрямую связанных с нарушением прав и законных интересов участника закупки. Также участник закупки должен будет доказать причину, по которой положения документации не позволят ему принять участие в закупке. Вместе с тем, потенциальный участник закупки должен доказать, что он является действительным игроком на рынке госзакупок, а также указать на предпринятые действия для участия в конкретной закупке.
В п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ
№ 1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 июня 2020 г.) указано, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона 44-ФЗ, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Верховный суд РФ при рассмотрении дела обратил внимание на то, что, обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, организация не приводила доводы и не представляла доказательств, подтверждающих реальность своих намерений, способность выполнить работы, являющиеся предметом закупки, а также свидетельствующих о соответствии иным критериям документации о закупке. Своими действиями контрольный орган в сфере закупок, по существу, создал условия для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, что не предусмотрено Законом № 44-ФЗ и способно привести к тому, что государственные нужды длительное время останутся не удовлетворенными.
Следовательно, в качестве рекомендаций можно отметить, что при подаче жалобы в ФАС необходимо указывать о наличии опыта в госзакупках в виде выполненных контрактов, на регистрацию в ЕИС и на электронных площадках, представить доказательства о намерении участвовать в конкретной закупке (сбор коммерческих предложений у дистрибьюторов продукции и т.д.), наличия разрешительных документов (лицензий, свидетельств СРО и прочее).
Вышеуказанные рекомендации позволят подтвердить, что заявитель жалобы действительно является потенциальным участником закупки, его намерения участвовать в обжалуемой закупке обоснованы, а также заявитель преследует цель защиты своих законных прав и интересов.