Имеет ли право работодатель контролировать доступ работника по использованию корпоративной электронной почты?
- Вопрос: №2631 от: 2016-04-26.
предварительную консультацию:
8 (3532) 29-61-71
По существу заданного вопроса сообщаем следующее.
В ст. 22 ТК РФ перечислены основные права и обязанности работодателя, в число которых входят: обязанность предоставления работы, обусловленную трудовым договором; обеспечение работников оборудованием и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом работника понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции (разъяснения Министерства труда России).
Согласно ст. 91 ТК РФ под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
Таким образом, с Вашей стороны (работодатель) были предприняты все необходимые меры, направленные на обеспечение работника всеми средствами необходимыми для работы, в частности компьютер и доступ к корпоративной электронной почте. Право пользования оборудованием работодателя должно отражаться в трудовом договоре либо в локальном акте, при этом данное оборудование является собственностью работодателя. Вопрос о предоставления доступа к оборудованию работодателя должен решаться им самим.
Следовательно, предоставление доступа работника к корпоративной электронной почте является правом работодателя, а не его обязанностью. Поскольку корпоративная электронная почта не предназначена для личного общения сотрудников и в связи с тем, что владельцем корпоративного почтового ящика является работодатель, то отказ работнику в предоставлении доступа к корпоративной почте не нарушает прав работника.