Имеют ли право покупатели фотографировать товары в магазине?
- Вопрос: №2921 от: 2016-11-10.
предварительную консультацию:
Здравствуйте, по существу заданного вопроса можем сообщить следующее.
В силу ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» у потребителя имеется право на получение информации.
В частности потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Таким образом, потребитель имеет право получать информацию любым доступным способом, а ограничение на получение информации может быть установлено законом, для государственной, коммерческой, профессиональной тайны.
Поскольку условия о цене товара, содержащиеся на ценниках в магазине, являются элементом публичной оферты, доступ в торговые помещения неограничен для широкого круга лиц, то информация о товаре, включая его изображение, цену, описание технических характеристик, указанные на ценниках, бирках, упаковке и т.д. не является охраняемой законом тайной, в том числе не является коммерческой тайной.
Из указанного следует, что запрет на фотографирование, аудиосъемку или видеосъемку товаров, полок, внутренних помещений магазина, доступ к которым не ограничен для покупателей, является незаконным и нарушает право потребителя на получение информации о товаре.