Вопрос:

Возможно ли избежать уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью в ДТП по статье 264 УК РФ?

Водитель управлял пассажирским автобусом, неожиданно увидел, что по его полосе на большой скорости навстречу ему мчится грузовик. Желая избежать лобового столкновения и гибели пассажиров, он резко повернул автобус вправо, выехал на тротуар и сбил прохожего, причинив ему тяжкий вред здоровью. Какая форма вины будет в данном случае? Заранее спасибо.
  • Вопрос: №1308 от: 2014-12-10.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Согласно части 1 статьи 24 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ) виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 УК РФ преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Согласно ч. 1 ст. 26 УК РФ преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

По смыслу содержания описанной ситуации предполагается, что правоохранительными органами будет возбуждено (или уже возбуждено) уголовное дело по части 1 статьи 264 УК РФ - «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Согласно ч. 1 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

С субъективной стороны нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств - преступление неосторожное.

В силу статьи 28 УК РФ деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Рассматривать в описанной ситуации возможность применения статьи 28 УК РФ следует в том случае, если результатом наезда на пешехода будут общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью последнего либо его смерти.

Предотвращая столкновение с внезапно появившимся грузовым автомобилем, водитель автобуса выезжает на тротуар, тем самым нарушая правила дорожного движения, содержащие требования, блокирующие нарушения (в них указывается, как должен реагировать водитель на нарушения, допущенные иными лицами, и на случаи возникновения иных препятствий).

Однако, у водителя автобуса, осуществлявшего движение по проезжей части дороги с соблюдением скоростного режима (в населенном пункте по общим требованиям правил дорожного движения максимальная разрешенная скорость не должна превышать 60 км/ч), скорее всего, не было иного варианта, как попытаться уйти от столкновения и выехать на тротуар.

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.

Согласно абзацу 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» № 25 от 09 декабря 2008 года (далее по тексту - Постановление Пленума ВС РФ № 25) при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

По такого рода делам органами, осуществляющими предварительное расследование, для выяснения технической возможности предотвращения ДТП назначается автотехническая экспертиза.

Уже по результатам указанной экспертизы должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование, принимается решение о наличие или отсутствии реальной возможности со стороны водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 25 уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Для более полной консультации рекомендуем обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-351-26-42.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Яндекс.Метрика