Вопрос:

Возможно ли взыскать повторно штраф и моральный вред при неисполнении решения суда по иску о ЗПП?

Индивидуальный предприниматель продал мне некачественный товар, и по решению суда помимо суммы товара, он обязан мне выплатить неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Прошло много времени, а решение суда он так и не исполнил. Могу ли я обратиться заново в суд для взыскания повторной неустойки, штрафа и компенсации морального вреда?
  • Вопрос: №3904 от: 2020-11-11.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

Так как вы заключили договор купли-продажи с индивидуальным предпринимателем, то сложившиеся между вами отношения регулируются Законом «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 1 статьи 23 вышеназванного Закона, продавец, просрочивший выполнение требований потребителя уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку.

В решении суда может быть предусмотрен расчет неустойки, подлежащей выплате потребителю в 3 вариантах:

1) за определенный период, указанный потребителем;

2) с момента просрочки исполнения требования до вынесения решения суда;

3) с момента просрочки исполнения требований до дня его фактического исполнения.

В том случае, если суд указал на взыскание неустойки с продавца до момента вынесения решения суда или за определенный период, вы вправе при неисполнении решения суда продавцом обратиться в суд с новым требованием о взыскании неустойки до дня фактического исполнения решения.

По правилам пункта 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно статье 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В судебной практике сложилась позиция о том, что штраф по своей природе является императивной санкцией, применяемой один раз к нарушителю за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований, то есть при наличии досудебной претензии от потребителя.

Компенсация морального вреда призвана восстановить справедливый баланс между сторонами, например, вследствие нарушения договорных обязательств, и не должна быть инструментом для злоупотребления прав потерпевшей стороны. По этой причине суды не признавали возможным повторное взыскание компенсации морального вреда.

Однако другая позиция была представлена в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей Верховного суда Российской Федерации от 14 июня 2020 года и подтверждена Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 77-КГ19-9.

Верховный суд РФ указал, что факт нарушения прав потребителя за иной период является достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Таким образом, неисполнение решения суда является достаточным основанием для повторного взыскания компенсации морального вреда, штрафа и неустойки.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Яндекс.Метрика