Критерии оценки заявок по 223-ФЗ
- Вопрос: №1967 от: 2015-06-22.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
В соответствии с п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке.
Исходя из буквального толкования положений вышеприведенной статьи следует, что, во-первых, критерии и порядок оценки указываются при проведении всех возможных способов закупки из числа предусмотренных Положением о закупке, и, во-вторых, критерии и порядок оценки должны быть определены Положением о закупке.
Закон № 223-ФЗ не содержит ограничений в отношении перечня критериев, которые могут использоваться при проведении закупки, а также не регламентирует порядок оценки заявок по критериям. Более того, в отличие от аналогичных норм законодательства о контрактной системе, а также от ранее действовавших норм о размещении заказов, Закон № 223-ФЗ не устанавливает ценовой критерий оценки заявок в качестве обязательного.
В то же время, для целей проведения закупок в рамках Закона № 223-ФЗ необходимо руководствоваться складывающейся административной практикой ФАС России, общими положениями и принципами антимонопольного законодательства, ориентируясь по возможности на положения законодательства о контрактной системе (постановление Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 г.), а также учитывать имеющуюся судебную практику.
На наш взгляд в установленной сфере прецедентное значение имеет постановление Президиума ВАС РФ № 3323/13 от 18.02.2014 г., который указал следующее: «Отсутствие порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии).
Кроме того, необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из п. 2 ст. 448 ГК РФ, так и из недопустимости ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при проведении закупки, а также обеспечения недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к порядку определения победителя конкурса.
При этом определение победителя торгов не должно сводиться к произвольному волеизъявлению членов закупочной комиссии, а должно быть основано на объективных, прозрачных и недискриминационных показателях, способствующих выбору лучших условий исполнения договора, так как только в таком случае будет обеспечено соблюдение принципов Закона о закупках и требований антимонопольного законодательства».
Учитывая вышеизложенное, проанализировав имеющуюся практику и действующее законодательство, используя определенную аналогию с правовым регулированием закупок за счет бюджетных средств, представляется целесообразным использовать следующий приблизительный набор критериев оценки заявок:
1) цена договора;
2) функциональные (технические) и качественные характеристики товара;
3) качество работ, услуг;
4) квалификация участника закупки;
5) срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг.
Установление иных критериев является допустимым, но будет нуждаться в дополнительном обосновании. В то же время общим требованием остается обеспечение прозрачности и обоснованности используемых критериев, раскрытие их содержания, а равно порядка оценки по ним, в Положении о закупке и в документации о закупке.