Оплата поставщику (подрядчику, исполнителю) напрямую на основании правового акта, минуя процедуры Закона 44-ФЗ или 223-ФЗ, является нарушением защиты конкуренции
- Вопрос: №2555 от: 2016-03-28.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
На практике приходиться сталкиваться со схемой перечисления денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителю) напрямую на основании правового акта (на региональном или муниципальном уровне), минуя процедуры Закона 44-ФЗ или 223-ФЗ.
В основном такого рода практика распространяется на государственные и муниципальные предприятия.
Схема обычно выглядит следующим образом: на региональном или муниципальном уровне принимается пакет правовых актов (нормативных и ненормативных) в отношении конкретного предприятия, которое оказывает услуги (поставляет товары, выполняет работы), и такому предприятию денежные средства перечисляются напрямую, минуя процедуры Закона 44-ФЗ или 223-ФЗ, на основании принятых правовых актов.
Как часто бывает в пакете правовых актов (нормативных и ненормативных) закрепляется перечень заказчиков, которые обязаны получать товары (работы, услуги) и конкретного государственного или муниципального предприятия.
Сама схема оплаты может быть разной, например: перечисление из бюджета денежных средств в виде субсидий на оказание государственных и муниципальных услуг предприятием, также может быть применена схема возмещения из бюджета денежных средств по факту выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров) или перечисления денежных средств заказчику, который должен заключить соглашения, минуя процедуры Закона 44-ФЗ или 223-ФЗ, и т.д.
Судебная и антимонопольная практика в отношении применения Закона 44-ФЗ сводится к подходу, если закупки проводятся с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд, то должны применяться положения Закона 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Судебная и антимонопольная практика сводится к тому, что необходимо установить является ли закупка государственной или муниципальной нуждой.
Если закупка является государственной или муниципальной нуждой, то закупка должна проводиться по правилам Закона 44-ФЗ или Закона 223-ФЗ.
Положениями Закона 44-ФЗ или Закона 223-ФЗ не предусмотрено проведение закупок путем доведения прямого финансирования до участника закупки, минуя положения Закона 44-ФЗ или Закона 223-ФЗ (в том числе минуя закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Законодательством установлен единый порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.
Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению конкурентных процедур в порядке, предусмотренном Законом 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своих результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по исполнению положений Закона 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Поскольку заказчики являются стороной соглашений, принимая во внимание принцип свободы заключения договоров, на них распространяется запрет, установленный ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В рамках ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» действует Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно ч. 3. Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Таким образом, закрепление административного порядка предоставления права (блага) (перечисление денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителю) напрямую на основании правового акта, минуя процедуры Закона 44-ФЗ или Закона 223-ФЗ) является нарушением Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ФЗ «О защите конкуренции».