Можно ли отказаться от звонков и встреч с коллекторами?
- Вопрос: №2908 от: 2016-10-11.
предварительную консультацию:
Здравствуйте, по существу заданного вопроса можем сообщить следующее.
Отношения в рамках потребительских кредитов в настоящий момент регулируются ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Согласно ст. 14 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» нарушение заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по договору потребительского кредита (займа) влечет ответственность, установленную федеральным законом, договором потребительского кредита (займа), а также возникновение у кредитора права потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы потребительского кредита (займа) вместе с причитающимися по договору потребительского кредита (займа) процентами и (или) расторжения договора потребительского кредита (займа) в случае, предусмотренном настоящей статьей.
В силу ст. 15 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» для возврата кредита банки и коллекторы имеют право осуществлять следующие меры:
1) организовывать личные встречи, телефонные переговоры (далее – взаимодействие с должником);
2) отправлять почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
Указанная статья действует до 01 января 2017 года. Это обстоятельство обусловлено тем, что с 01 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее по тексту – ФЗ № 230-ФЗ).
Указанный закон призван регулировать отношения между должниками и кредиторами, их представителями в лице банков, иных кредиторов, коллекторов, прочих представителей. ФЗ № 230-ФЗ более подробно регулирует отношения в сфере возврата долга, поэтому его вступление в силу отменяет статью 15 ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Меры, применяемые банками и коллекторами, по ФЗ № 230-ФЗ аналогичны тем, что указаны в ст. 14 ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Согласно статье 8 ФЗ № 230-ФЗ должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление, касающееся взаимодействия с должником, с указанием на:
1) осуществление взаимодействия только через указанного должником представителя;
2) отказ от взаимодействия.
Форма указанного заявления утверждается уполномоченным органом. Такое заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.
Заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным.
В случае получения заявления должника об отказе от взаимодействия, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с должником.
Таким образом, с 01 января 2017 года должник по истечении четырех месяцев с момента возникновения просрочки исполнения обязательства, имеет право направить в банк или коллекторам заявление об отказе от взаимодействия в виде звонков, личных встреч, смс, текстовых сообщений, отправляемых любыми способами.