Подведомственно ли арбитражу дело об оспаривании постановления о привлечении учреждения к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ?
- Вопрос: №762 от: 2014-06-25.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
По существу заданного вопроса сообщаем следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (далее по тексту - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее по тексту - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
При этом, объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда. Охраняемые трудовые правоотношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к внутренней организации предприятия.
Исходя из комплексного анализа приведенной совокупности правовых норм, арбитражному суду подведомственны заявления на акты государственных органов, иных органов, должностных лиц которые затрагивают его права, в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку бюджетное учреждение выполняло в отношении нанятых им работников функции и обязанности, присущие работодателю и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, постановление было вынесено в отношении учреждения не как субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участника трудовых правоотношений, допустившего нарушения законодательства о труде.
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года № 8908/03).
Таким образом, на основании вышеизложенного, настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Однако, следует заметить, что имеют место быть случаи, когда арбитражные суды рассматривают данные дела и выносят по ним решения.
Так, например, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 12 июля 2007 года № А46-3223/2007 Определение Арбитражного суда Омской области о прекращении производства по делу отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
По большинству же споров по заявлениям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц такие дела в арбитражных судах прекращаются и в дальнейшем заинтересованные лица обращаются в суды общей юрисдикции.
Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-351-26-42.