Основания и порядок эвакуации автомобиля при нарушении ПДД
- Вопрос: №1363 от: 2014-12-22.
предварительную консультацию:
8 (3532) 29-61-71
Здравствуйте, по существу вашего вопроса сообщаем следующее:
В соответствии с ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Таким образом, за данное правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа.
В силу ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Итак, при нарушениях,предусмотренных ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства, заключающееся в перемещении данного транспортного средства при помощи другого транспортного средства и помещения на специализированную стоянку.
Порядок эвакуации закреплен ст. 27.13 КоАП РФ и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 147 Административного Регламента задержание транспортного средства по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования путем его перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).
Следовательно, перед задержанием т/с сотрудник правоохранительных органов должен составить протокол об административном правонарушении либо вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу п. 147.7 Административного регламента о задержании транспортного средства составляется протокол, в котором указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в случае задержания транспортного средства в его присутствии), наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Согласно ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ протокол о задержании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 6 ст. 27.13 КоАП РФ в случае отказа лица, в отношении которого применено задержание транспортного средства, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с ч. 7 ст. 27.13 КоАП РФ копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 8 ст. 27.13 КоАП РФ протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Следовательно, если водителя не оказалось на месте при составлении протокола, либо он отказался его подписывать, то о данном факте делается соответствующая запись в присутствии понятых или с применением видеозаписи.
В соответствии с п. 147.9 Административного регламента в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение транспортных средств, их возврат должен регламентироваться на региональном уровне.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 25.06.2012 № 877/249-V-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств» (далее – Закон Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку») перемещение транспортного средства на специализированную стоянку осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - исполнитель) на основании протокола о задержании транспортного средства.
В силу ч. 2 ст. 1 Закон Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» уполномоченный на непосредственное выполнение действий по перемещению задержанного транспортного средства представитель исполнителя:
- составляет с участием водителя (владельца, представителя владельца) задержанного транспортного средства, а в случае его отсутствия, воспрепятствования или уклонения - с участием двух понятых, акт приема транспортного средства, в котором указываются идентифицирующие данные задержанного транспортного средства, сведения о его внешнем виде (в том числе о наличии внешних повреждений и технических неисправностей, обнаруженных непосредственно на месте задержания либо указанных его водителем), имеющихся в салоне, багажнике или кузове вещей и груза (при наличии доступа к ним), реквизитов протокола о задержании транспортного средства, сведений об исполнителе, осуществляющем перемещение и хранение задержанного транспортного средства (включая адрес и контактные телефоны специализированной стоянки, на которую оно будет помещено);
- опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство;
- производит погрузку задержанного транспортного средства на эвакуатор;
- вручает копии составленного акта с отметками об опечатывании должностному лицу, принявшему решение о задержании, и в случае присутствия - водителю (владельцу, представителю владельца) задержанного транспортного средства.
Таким образом, исполнитель составляет акт приема транспортного средства, опечатывает места доступа в транспортное средство и вручает копии акта должностному лицу, принявшему решение о задержании, а также водителю в случае его присутствия.
В соответствии с п. 147.1 Административного в случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда); устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле; устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов; предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.
Таким образом, если водитель транспортного средства успел устранить нарушение до начала перемещения его транспортного средства, то задержание транспортного средства не осуществляется. В Вашем случае необходимо было убрать транспортное средство от пешеходного перехода. При этом, если Ваше транспортное средство уже погружено на эвакуатор, то предотвратить задержание автомобиля Вы не сможете, т.к. отсутствует возможность устранить причину задержания транспортного средства.
В силу п. 147.3 Административного регламента водителю или собственнику задержанного транспортного средства сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства и порядке его возврата при вручении копии протокола о задержании транспортного средства либо при ином обращении.
В соответствии с п. 147.4 Административного регламента о задержании транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть для информирования владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства, принятия в случае необходимости мер для установления владельца (представителя владельца) транспортного средства.
Итак, водителю либо собственнику т/с сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства, о порядке возврата т/с при вручении копии протокола о задержании его транспортного средства. Если водитель отсутствовал при составлении протокола и задержании т/с, то сотрудник незамедлительно сообщает в дежурную часть о необходимости информирования владельца.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» хранение транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» плата за хранение транспортного средства взимается исполнителем за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» доступ водителя (владельца транспортного средства, его представителя) к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии представителя исполнителя.
В силу ч. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку» выдача транспортного средства водителю (владельцу транспортного средства или его представителю) производится представителем исполнителя на основании решения должностного лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующем административном правонарушении, о прекращении задержания транспортного средства после оплаты услуг перемещения и хранения транспортного средства.
Итак, выдача транспортного средства его владельцу производится после оплаты услуг перемещения и хранения транспортного средства. Оплата хранения транспортного средства на специализированной стоянке производится за каждый час нахождения автомобиля на данной стоянке.
Законность требования закона о возврате транспортного средства его владельцу только после оплаты услуг по эвакуации и хранения автомобиля на специализированной стоянке подвергалась оспариванию.
Так, Законом Санкт-Петербурга N 343-54 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге» также предусмотрена норма, содержащая требование об оплате услуг перемещения и хранения транспортного средства перед возвратом транспортного средства собственнику.
Законность данной нормы подвергалась оспариванию. Однако, в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2012 г. N 78-АПГ12-27 Верховный Суд РФ установил, что что данное правовое положение являются общим правилом и при определении порядка возмещения таких расходов не исключают иного правового регулирования субъектом Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврат транспортных средств. Также суд установил, что отношения, связанные с хранением транспортного средства регулируются нормами главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации и находятся вне сферы действия административного законодательства.
Таким образом, Верховный Суд РФ указал, что субъекты самостоятельно устанавливают порядок возврата транспортного средства, в отношении которого был вынесен протокол о задержании, собственнику, соответственно, если в региональном законе установлено, что возврат автомобиля происходит после оплаты услуг по эвакуации и хранению, то данный порядок является законным.
Итак, основаниями для эвакуации транспортного средства является совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. Перед эвакуацией (задержанием) транспортного средства сотрудник правоохранительных органов составляет протокол, а исполнитель задержания транспортного средства составляет акт приема автомобиля. При том, если Вы успели подойти до момента, как устранение правонарушения является возможным, то задержание транспортного средства не производится, а на правонарушителя налагается обязанность только по уплате штрафа за совершенное правонарушение. Если же Ваше транспортное средство забрали на специализированную стоянку, то для его возврата Вам необходимо оплатить стоимость услуг по эвакуации транспортного средства и его хранения на специализированной стоянке.