Пределы какой суммы может указать заказчик в Положении о закупках при заключении "прямых" договоров с единственным поставщиком по 223-ФЗ?
- Вопрос: №1328 от: 2014-12-13.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
В отношении договоров с единственным поставщиком в Законе 223-ФЗ существуют только условия, указанные ч. 19 ст. 4 Закона 233-ФЗ, предусматривающие необходимость размещения отчетности о заключенных у единственного поставщика договорах в единой информационной системе.. При этом, согласно ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей.
Формально законодатель не установил пределы максимальной суммы, в рамках которой Заказчик может заключать "прямые" договоры с единственным поставщиком по Закону 223-ФЗ.
Единственным условием Закона 223-ФЗ является необходимость опубликовывать извещение и документацию о закупке в единой информационной системе (официальном сайте закупок), если стоимость договора превышает 100 000 (500 000) рублей.
Существует положительная судебная практика, поддерживающая заказчика в возможности указывать в Положении о закупках сумму "прямых" договоров с единственным поставщиком по своему усмотрению.
Вместе с тем, существуют ст.15-16 Закона 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В случае заключения "прямых" договоров с единственным поставщиком, как указано в ситуации на покупку автомобиля, например, за 950 000 рублей, при лимите суммы в Положении о закупках до 1 000 000 рублей, антимонопольный орган или прокуратура при проверке (жалоба или плановая проверка) вправе проверить существует ли конкурентный рынок для приобретаемых товаров, работ, услуг. Если антимонопольный орган или прокуратура придут к выводу, что рынок конкурентен, например:
- существует несколько автомобильных дилеров,
- на сайте www.zakupki.gov.ru имеется информация о проведении закупки аналогичной продукции на конкурентной основе,
- Заказчиком при расчете цены договора было получено несколько коммерческих предложений,
- Заказчик не может обосновать необходимость закупки автомобиля конкретной марки,
- у проверяющих органов имеется информация о наличии поставщиков, помимо контрагента Заказчика, готовых поставить товар,
то действия Заказчика могут быть расценены как нарушение законодательства о защите конкуренции, что повлечет наложение на должностных лиц значительных штрафов.
Кроме того, необходимо иметь в виду значительные репутационные риски проведения «прямых» закупок, которые могут негативно сказаться как на руководстве Заказчика, так и на вышестоящих организациях (учредители, собственники, курирующие органы власти).
Таким образом, заказчик при установлении суммы лимита для заключения договоров с единственным поставщиком должен обосновать во-первых, природу образования именно такой суммы, во-вторых, при заключении "прямых" договоров с единственным поставщиком должен иметь обоснование выбора "прямой" закупки в противовес проведению конкурентных процедур.
Мы рекомендуем Вам воздержаться от совершения подобных действий и осуществлять закупочную деятельность с приоритетом конкурентных способов закупки.