Должна ли организация проверять размещенную в своих подразделениях рекламу?
- Вопрос: №3138 от: 2017-07-06.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
Нормативно-правовым актом, устанавливающим правила размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Закон № 38-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом, ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (согласно п. 3 ст. 3 Закона № 38-ФЗ товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 38-ФЗ рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, размещая рекламу продукта банка (кредитной организации) в подразделении учреждения, больница выступает рекламораспространителем. При этом закон не запрещает медицинским организациям размещать рекламу на своей территории.
Согласно п. 11 ст. 5 Закона № 38-ФЗ при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться, в том числе, требования гражданского законодательства.
Особенности размещения рекламы банковских услуг, а также обязательные требования, предъявляемые к рекламе, предусмотрены в статье 28 Закона № 38-ФЗ.
В соответствии со ст. 33 Закона о рекламе, а также пп. 5.3.1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» контроль и надзор за соблюдением Закона о рекламе возложены на Федеральную антимонопольную службу (далее по тексту - ФАС).
Осуществляя государственный контроль в сфере рекламы, антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных Законом № 38-ФЗ, в частности он вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (пп. 7 п. 2 ст. 33 Закона о рекламе).
Контрольно-надзорный орган в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, а также Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» имеет право предъявлять в суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе.
Если реклама распространяется с нарушением требований законодательства и причиняет ущерб интересам потребителей, то каждый из субъектов (рекламодатель, рекламораспространитель) может нести гражданскую или административную ответственность.
Гражданская ответственность выражается в возмещении убытков, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
Административная ответственность представляет собой штрафы, накладываемые в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, максимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 500 000 рублей.
При этом уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Таким образом, рекламораспространитель обязан проверять размещаемую у него рекламу на предмет ее соответствия законодательству о рекламе.
Если в ходе проверки антимонопольным органом по субъекту РФ будет установлено, что у медицинского учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм в части размещения рекламы, оно в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ будет признано виновным и привлечено в административной ответственности.
Данный вывод подтвержден судебной практикой (См.: Постановление ФАС УО от 13.04.2009 № Ф09-2073/09-С1).