Вопрос:

Можно ли взыскать с туроператора штраф за отмененную путевку из-за коронавируса?

  • Вопрос: №3945 от: 2021-05-17.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году было сорвано большое количество поездок за границу.

Это было обусловлено тем, что государством были введены ограничения по передвижению людей как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Однако, большинство людей приобрели путевки еще до вспышки вируса и не могли знать о таких последствиях. Туроператоры предложили людям два выбора: депонировать денежные средства, потратив их на другой тур после снятия ограничений, или подобрать аналогичный туристический продукт.

Такие условия устроили далеко не всех, туристы стали отказываться от путевок и требовать возврата денежных средств, но туроператоры в добровольном порядке не возвращали деньги за тур.

Тогда граждане начали обращаться в суды, но суды возвращали только денежные средства за путевку, но штрафы не присуждали, так как ссылались на Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года № 1073.

Такой правовой подход противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Указанная норма закона прямо предусматривает, что взыскать штраф можно, если исполнитель (туроператор) отказался добровольно возвращать денежные средства.

Кроме штрафа также можно взыскать компенсацию морального вреда, так как в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Такая правовая позиция подтверждена и судебной практикой (См. Апелляционное определение Оренбургского областного суд от 25 ноября 2020 года по делу № 33-7495/2020, Апелляционное определение Оренбургского областного суд от 24.12.2020 по делу № 33-8227/2020).

Таким образом, туристы могут взыскать с туроператоров за сорванные поездки не только сумму путевок, но и штраф, а также компенсацию морального вреда.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Яндекс.Метрика