Доказывание причинения существенного вреда по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ
- Вопрос: №4078 от: 2023-01-19.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
При неисполнении контрактов по Закону 44-ФЗ, в том числе при просрочке исполнения обязательств по контракту в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), может быть возбуждено административное дело по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
Согласно ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности влекут наложение административного штрафа.
Возбуждают административные дела по вышеуказанному составу, а также проводят административное расследование органы прокуратуры.
Рассматривают дела по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ мировые судьи, которые либо прекращают административное дело, либо признают наличие нарушения и назначают наказание.
Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 18 марта 2021 г. № 7-П, состав данного правонарушения является материальным и требует в каждом случае устанавливать наличие реального вреда интересам общества и государства и его существенность, а также причинно-следственную связь между конкретными действиями (бездействием) и наступлением существенного вреда.
Ключевым моментом является причинение существенного вреда при действиях (бездействиях) поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при неисполнении контрактов по Закону 44-ФЗ.
В Письме ФАС России от 22.03.2018 № РП/19241/18 указано, что стоит обратить внимание на то, что исходя из конструкции части 7 статьи 7.32 следует, что существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, понятие оценочное.
Вместе с тем, в ответе на вопрос № 4 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2018) указано, существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Определяющим для квалификации административного правонарушения по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего, сведения о чем должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении, направляемых судье суда общей юрисдикции на рассмотрение.
Следовательно, существенность вреда может очевидной и измеряемой, а может носить предположительный характер.
Например, при отказе от поставки лекарственных средств поставщиком и при отсутствии таковых в медицинском учреждении невозможно оказывать качественную медицинскую помощь. В данной ситуации существенность вреда является очевидной и измеряемой.
Обратный пример, при отказе от поставки лекарственных средств поставщиком и при наличии таковых в медицинском учреждении доказывание существенности вреда становится более затруднительным и носит предположительный характер.
При проведении административного расследования важным моментом является позиция самого заказчика, который должен объяснить, что для него вред является существенным и в чем существенность данного вреда.