Будет ли претензионный порядок соблюден, если вместо претензии направлено уведомление о расторжении договора?
- Вопрос: №3364 от: 2018-02-19.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
Обязательность досудебного (претензионного) урегулирования спора между хозяйствующими субъектами предусмотрена на законодательном уровне.
Так, в соответствии с действующим в Российской Федерации Арбитражным процессуальным кодексом спор может быть передан на разрешение суда только после выполнения мероприятий по досудебному урегулированию и по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования).
Исходя из изложенного следует, что, прежде, чем подать иск в суд, контрагент должен предоставить возможность другой стороне в добровольном порядке, минуя процедуру возбуждения судебного разбирательства, удовлетворить требования, заявленные в претензии, либо посчитав их необоснованными, отказать в их удовлетворении с пояснением причин принятого решения, либо без такового.
Каких-либо императивных требований к форме и содержанию подаваемой претензии законом не предусмотрено.
Наличие в статье 4 АПК РФ указание на слово «претензия» совсем не означает, что направляемое в адрес контрагента требование (иной письменный документ) в обязательном порядке должно именовать именно так.
Согласно статье 148 АПК РФ установление факта несоблюдения истцом досудебного порядка на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или на стадии судебного разбирательства влечет оставление искового заявления без рассмотрения.
В случае же направления стороне уведомления о расторжении договора меры по досудебному урегулированию спора хозяйствующих субъектов, представляется, будут выполнены.
Таким образом, такое уведомление о расторжении договора или иной аналогичный письменный документ фактически заменяет претензию и подтверждает, что претензионный порядок урегулирования спора соблюден.
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (См. Постановление АС Северо-Западного округа от 25.10.2017 по делу № А56-74340/2016).