Проблемы обеспечения гарантийных обязательств в рамках Закона 44-ФЗ
- Вопрос: №3820 от: 2019-12-25.
предварительную консультацию:
8 (3532) 26-16-01
В настоящее время в связи изменениями, внесенными в мае-июне 2019 года в Закон 44-ФЗ, на заказчиков наложили обязанность требовать обеспечения гарантийных обязательств.
Данное требование является отдельным от обеспечения исполнения контракта, но вносится аналогичными способами, как обеспечение контракта, т.е. внесением денежных средств на указанный заказчиком счет или предоставлением банковской гарантии.
Таким образом, законодатель раздробил обеспечение исполнения контракта на два отдельных независимых друг от друга этапа.
Институт обеспечения гарантийных обязательств не является новеллой в действующем законодательстве. Практика данного института применялась в рамках действия Закона 94-ФЗ.
В Законе 94-ФЗ положения обеспечении гарантийных обязательств выглядели следующим образом, в редакции Закона 94-ФЗ заказчик вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Изменения внесены по аналогии с положениями Закона 94-ФЗ. Однако, в отличие от положений Закона 94-ФЗ, где обеспечение гарантии поставщика распространялось только на новые машины, оборудование и медицинское оборудование, положение Закона 44-ФЗ распространяется на товары, работы и услуги.
Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется после предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств.
До вступления в действие изменений заказчики делали следующим способом, устанавливали обеспечение исполнения контракта с учетом срока гарантийных обязательств.
Судебная практика по данному вопросу была выработана и действовала в пользу заказчиков, т.е. заказчик устанавливал обеспечение исполнения контракта с учетом срока гарантийных обязательств. В случае неисполнения гарантийных обязательств, ликвидации поставщика и любых иных негативных ситуаций, заказчик обращался в банк с требованием оплатить денежные средства по банковской гарантии.
С учетом действующей редакции положений Закона 44-ФЗ заказчик с заключением контракта должен получить обеспечение исполнения контракта (денежные средства или банковскую гарантию) на срок действия контракта, а на срок гарантийных обязательств получает обеспечение гарантийных обязательств (денежные средства или банковскую гарантию).
На сегодняшний день указание в документации и проекте контракта требований об обеспечении исполнения гарантийных обязательств является правом, а не обязанностью заказчика.
Но, вместе с тем, имеется еще проблема, наряду с двойной работой заказчикам и поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
Гарантийные обязательства в рамках ч. 4 статьи 33 Закона 44-ФЗ включают в себя:
- гарантию качества;
- требования к сроку гарантии;
- объем предоставления гарантий качества;
- требования к гарантийному обслуживанию товара.
Если понятия гарантия качества и срок гарантии качества установлены в Гражданском кодексе РФ (ст. 469-471 ГК РФ), то объем предоставления гарантий качества и требования к гарантийному обслуживанию товара являются оценочными категориями, не урегулированными действующим законодательством.
В рамках действия положений Закона 94-ФЗ имелся подзаконный нормативный акт, а именно Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
Данный подзаконный нормативный акт регулировал термины срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг и объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
В силу критерия «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг» оценивается срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, на который участник конкурса в случае заключения с ним контракта принимает на себя обязательство по гарантии качества товара, работ, услуг, при этом такой срок должен превышать минимальный срок гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в конкурсной документации.
Согласно критерия «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» оценивается объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, на который участник конкурса в случае заключения с ним контракта принимает на себя обязательство по предоставлению гарантий качества товара, работ, услуг, превышающее минимальный объем гарантий качества товара, работ, услуг, установленный в конкурсной документации. Под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходов участника конкурса, с которым заключается контракт, осуществляемых в случае наступления гарантийных обязательств.
В силу положений Закона 44-ФЗ каждый заказчик должен самостоятельно раскрывать в проекте контракта все вышеуказанные элементы.
Пока возникает множество вопросов, которые будут урегулированы только с помощью практики ФАСа и судебной практики.
В качестве примера, можно ли обращаться заказчику в банк за взысканием в рамках обеспечении гарантийных обязательств или удерживать денежные средства, если оборудование вышло из строя, но было отремонтировано в рамках гарантийных обязательств, каков объем взыскания и т.д.