В течение какого срока потребитель может предъявить претензии к подрядчику?
- Вопрос: №3736 от: 2019-08-07.
предварительную консультацию:
Часто в процессе выполнения подрядчиком работ возникают разные случаи, когда исполнитель некачественно сделал работу, в результате чего через какое-то время проявились негативные последствия.
Потребители задаются вопросом о сроке, в течение которого можно предъявить свои претензии и требования подрядчику.
При таких обстоятельствах нужно определить указан ли в договоре такой срок. В том случае, если такой срок указан в договоре, то именно он и будет применяться. Но бывают случаи, когда такой срок в договоре не указан.
В такой ситуации следует обратиться к Закону о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.
Таким образом, закон устанавливает три предельных срока для предъявления потребителем требований, из них два срока для работ, на которые устанавливается срок службы – это два года для движимого имущества и пять лет для недвижимого имущества. Предельным сроком для работ, на которые не устанавливается срок службы, является десять лет.
Указанные обстоятельства также нашли свое отражение в судебной практике, в том числе, в практике Верховного суда РФ.
Так, согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 № 57-КГ19-3 следует «Исходя из смысла положений пункта 6 статьи 29 Закона о защите прав потребителей и пункта 2 статьи 737 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для предъявления требования о безвозмездном устранении существенных недостатков результата выполненной работы в случае, если срок службы на результат этих работ не установлен, составляет десять лет со дня принятия результата работы заказчиком».
Таким образом, действующим законодательством и судебной практикой устанавливается предельный десятилетний срок защиты потребителя, право которого было нарушено некачественно выполненной работой.