Вопрос:

Обязан ли продавец возмещать потребителю расходы на дополнительное оборудование, в случае возврата основного товара при наличии недостатков?

Здравствуйте, я купил машину и поставил на нее сигнализацию, музыку, чехлы в салон. Через время пришлось вернуть машину и забрать за нее деньги – стала постоянно ломаться. Но дилер отказался отдавать деньги за все, что я на машину поставил. Могу ли я с него требовать денег за дополнительное оборудование?
  • Вопрос: №3449 от: 2018-05-15.
Ответ:
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-912-84-84-805

Здравствуйте, по существу вашего вопроса можем пояснить следующее.

Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет широкие права потребителям в случае продажи им товаров ненадлежащего качества.

Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет право потребителю в случае обнаружения недостатков товара отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Очевидно, что при наличии в действиях продавца нарушений прав потребителя, например, в случае просрочки исполнения требований или неудовлетворения отдельных требований, продавец (изготовитель) несет предусмотренную законом ответственность. Это прежде всего неустойка, которая взыскивается в пользу потребителя и рассчитывается исходя из количества дней просрочки.

Вместе с тем, статьей 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривается, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении дел о защите прав потребителей под убытками следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

В рассматриваемом случае к убыткам, с учетом положения ст. 15 ГК РФ, можно отнести расходы, затраченные на покупку и установку в автомобиль дополнительного оборудования, которое не может использоваться отдельно от автомобиля. Это связано с тем, что дальнейшая возможность эксплуатации данного оборудования невозможна в связи с тем, что автомобиль оказался некачественным и возвращен изготовителю вместе с этим оборудованием.

Сходная ситуация уже была рассмотрена судами, в том числе и Верховным Судом РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2018 N 44-КГ17-34).

Примечательно, что в указанном Определении суд указал на то, что подлежащие взысканию в пользу потребителя неустойка и штраф должны исчисляться, в том числе и из расчета стоимости установленного на автомобиль дополнительного оборудования.

Таким образом, продавец (изготовитель) при продаже товара ненадлежащего качества и предъявлении требований потребителя об отказе от договора и возврате денежных средств, должен компенсировать потребителю расходы, связанные с покупкой и установкой дополнительного оборудования на товар, а в случае неудовлетворения такого законного требования потребителя, выплатить потребителю неустойку и штраф, рассчитанные из суммы указанных расходов.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Яндекс.Метрика