Возврат денег за путевку при отказе в визе?
- Вопрос: №466 от: 2014-02-26.
предварительную консультацию:
Здравствуйте, в данном случае действия турфирмы незаконны.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Указанный выше Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в статье 1 рассматривает туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Именно в связи с тем, что туристский продукт, а, в Вашем случае, совместная туристическая путевка - это туристский продукт, является комплексом услуг, то невозможность выехать в страну отдыха одного из супругов является существенным изменением обстоятельств для второго супруга.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
При таких обстоятельствах, в случае отказа одному из супругов в визе, существенно изменяются обстоятельства для обоих супругов и возникает право на отказ от договора туристских услуг.
При этом денежные средства должны быть возвращены в полном объеме.
Такой вывод подтверждается судебной практикой, а именно Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 11-КГ12-18.
Однако, для объективного рассмотрения дела необходимо рассматривать причины и обстоятельства отказа в визе.
В случае отказа в визе в связи с ненадлежащими действиями турфирмы (непредставление в консульство необходимых документов, представление документов с нарушением срока и т.п.) деньги за путевку должны быть возвращены в полном объеме.
Такое же правило действует и для отказа в визе не по вине турфирмы и потребителя.
В случае же, когда представитель турфирмы предупредил потребителя о том, что виза не будет готова к моменту начала поездки в связи с тем, что недостаточно времени, но потребитель настоял на оформлении документов, то ответственность за это лежит на потребителе.
Такой вывод косвенно подтверждает Верховный суд РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 27 ноября 2012 г. N 11-КГ12-18.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право, в том числе и на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Таким образом, если турфирма разъяснила порядок, указала сроки, сообщила о возможном отказе, но потребитель настоял, то вина за отказ в виде лежит на последнем.
Для получения подробной консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, телефон 8-912-84-84-805